Традиции чаепития в картинах русских художников. Кустодиев
Долгие посиделки за столом с кипящим самоваром и различными угощениями были неотъемлемой частью купеческого быта. Особенно в среде представительниц прекрасного пола. Наличие свободного времени и необремененность домашними заботами располагали к продолжительному отдыху. Самостоятельно или в компании подруг. Проснувшись утром барыня требовали чаю. Пили чай утром, в обед, вечером, когда приходили гости и по желанию в любое время в течение дня.
Популярность такого времяпрепровождения сделала его довольно частым сюжетом на картинах русских художников. Особенно любил эту тему Борис Михайлович Кустодиев. Пожалуй, одно из самых известных его полотен - “Купчиха за чаем” 1918 года.
Написана она была на контрасте - вокруг бушевала революция и голод, купцы как класс повсеместно истреблялись. Семья художника проживала в нищете, а он пытался запечатлеть в своих работах старый уклад жизни, довольство и размеренность во всем. Картина была написана с натуры, правда позировала не купчиха, а дворянка из Астрахани - баронесса Галина Адеркас. Она была женщиной приятной наружности, с красивыми пышными формами, которые так любил Кустодиев. Любил настолько, что на полотне сознательно преувеличил габариты натурщицы. На картине ниже вы можете увидеть как выглядела баронесса Адеркас на самом деле.
В творчестве Кустодиева тема купечества является основной. Соответственно, тема чаепития как неотъемлемой части купеческого быта также прослеживается во многих работах художника. В 1913 года он написал картину “Чаепитие”, на которой изображены зажиточные люди за чаем. Мирный весенний день, вкусные угощения, приятная компания, что может быть лучше? Как и многие работы мастера полотно передает беззаботность и легкость ушедшей эпохи.
В 1923 году Борис Михайлович создал еще одно полотно по тематике схожее с “Купчихой за чаем” 1918 года. Даже названия у них созвучны - поздняя работа именуется “Купчиха пьющая чай”. Поражает схожесть сюжетных линий при совершенно различной динамике. Первая картина “живая”, вторая застывшая в моменте. Хоть и там, и там полное изобилие и роскошные пышнотелые дамы, которых так любил изображать художник.
Еще одна яркая картина Бориса Михайловича связанная с темой посиделок у самовара - “Осень в провинции” 1926 год. На ней изображен красивый осенний пейзаж и две пышущие здоровьем дамы ведущие неспешную беседу за чаем.