Главная Полезная информация Традиции чаепития в картинах русских художников. Кустодиев

Традиции чаепития в картинах русских художников. Кустодиев

Долгие посиделки за столом с кипящим самоваром и различными угощениями были неотъемлемой частью купеческого быта. Особенно в среде представительниц прекрасного пола. Наличие свободного времени и необремененность домашними заботами располагали к продолжительному отдыху. Самостоятельно или в компании подруг. Проснувшись утром барыня требовали чаю. Пили чай  утром, в обед, вечером, когда приходили гости и по желанию в любое время в течение дня. 

Популярность такого времяпрепровождения сделала его довольно частым сюжетом на картинах русских художников. Особенно любил эту тему Борис Михайлович Кустодиев.  Пожалуй, одно из самых известных его полотен - “Купчиха за чаем” 1918 года. 

Написана она была на контрасте - вокруг бушевала революция и голод, купцы как класс повсеместно истреблялись. Семья художника проживала в нищете, а он пытался запечатлеть в своих работах старый уклад жизни, довольство и размеренность во всем. Картина была написана с натуры, правда позировала не купчиха, а дворянка из Астрахани - баронесса Галина Адеркас. Она была женщиной приятной наружности, с красивыми пышными формами, которые так любил Кустодиев. Любил настолько, что на полотне сознательно преувеличил габариты натурщицы. На картине ниже вы можете увидеть как выглядела баронесса Адеркас на самом деле.

«Женщина, пьющая чай». Зарисовка с Адеркас

В творчестве Кустодиева тема купечества является основной. Соответственно, тема чаепития как неотъемлемой части купеческого быта также прослеживается во многих работах художника. В 1913 года он написал картину “Чаепитие”, на которой изображены зажиточные люди за чаем. Мирный весенний день, вкусные угощения, приятная компания, что может быть лучше? Как и многие работы мастера полотно передает беззаботность и легкость ушедшей эпохи. 

В 1923 году Борис Михайлович создал еще одно полотно по тематике схожее с “Купчихой за чаем” 1918 года. Даже названия у них созвучны - поздняя работа именуется “Купчиха пьющая чай”. Поражает схожесть сюжетных линий при совершенно различной динамике. Первая картина “живая”, вторая застывшая в моменте. Хоть и там, и там полное изобилие и роскошные пышнотелые дамы, которых так любил изображать художник.

Еще одна яркая картина Бориса Михайловича связанная с темой посиделок у самовара - “Осень в провинции” 1926 год. На ней изображен красивый осенний пейзаж и две пышущие здоровьем дамы ведущие неспешную беседу за чаем.